Рекомендации для
родителей в помощь детям
Нередко
нервозность нагнетают родители выпускников своими рассуждениями о ненужности и
неправильности ЕГЭ.
Первый совет для родителей - раз уж
Единый государственный экзамен неизбежен, постарайтесь не накручивать ребёнка и
не нагнетайте ситуацию.
Слово
«экзамен» переводится с латинского как «испытание».И именно
испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для
одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова
подвергаются проверке знаний и умений – уже на вступительных экзаменах.
Безусловно,
экзамены – дело сугубо индивидуальное, где выпускник или абитуриент оказывается
один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего
ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на
расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно,
если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только
этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут
помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и
силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых
очень важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов.
Согласитесь,
что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую
важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись –
вдохнуть полной грудью и идти дальше.
·
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что
именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными,
почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие
предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.
Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»).
Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
·
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не
стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство
разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо
подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите
вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
·
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне
экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать
вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не
знаний.
·
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.
Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он
даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это
такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку
имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется,
что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше,
рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка,
что написана его собственной рукой.
В выходной день, когда вы никуда
не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например,
возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для
поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за
стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги,
засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не
отвлекали телефон или родственники
·
Остановите испытание, когда закончится время,
дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения
заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли.
Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему
забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
·
Следите за тем, чтобы во время подготовки
ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не
дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы
одиннадцатиклассник обходился без
стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на
взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в
одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать
под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была
музыка без слов.
·
Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем
хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться
с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь
возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно
сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
Советы психологов родителям
Как помочь детям подготовиться к
экзаменам
ЕГЭ основан на
тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой
опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного
процесса.Самое главное в
ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а
так же обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте
детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в
себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность
допущения ошибок.
Не повышайте
тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на
результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если
взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то
ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально
"сорваться".
Наблюдайте за
самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и
предотвратить ухудшение состояния
ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути
избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться
распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Контролируйте
режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он
обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40
минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической
деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать,
слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш
ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или
вечером
Днем можно (и
нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Обеспечьте дома
удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо
бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они
повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину,
сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной
бумаги.
Обратите
внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему
необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс
витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу
головного мозга.
Помогите детям
распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте
ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь
фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и
логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы,
упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему,
как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на
листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Позаботьтесь о
том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по
предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта
форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время
тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и
уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на
протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю
тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на
экзамен.
Накануне
экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как
следует выспаться.
Посоветуйте
детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1. пробежать
глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это
поможет настроиться на работу;
2. внимательно
прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время
тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают,
ответ и торопятся его вписать);
3. если не
знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к
нему вернуться;
4. если не смог
в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою
интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о
количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка
после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является
совершенным измерением его возможностей.
Признаки
стресса:
- физические:
хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница),
холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи,
сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения
(заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли
различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
- эмоциональные:
беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары,
безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная
возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по
пустяковым поводам.
- поведенческие:
ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность
сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря
интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение
волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и
пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра,
изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи),
злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.
|